Словесный конфуз: Ненормативная лексика в речи дошкольников

8 Июля 2019
Словесный конфуз: Ненормативная лексика в речи дошкольников

В вашей семье подрастает очаровательный малыш… Соседи называют его ангелочком, ваши друзья непритворно умиляются, завидев вас с ним на прогулке. Воспитатели в детском саду не скрывают того, что ваш ребенок - их любимчик. Он опрятный, улыбчивый, смышленый, ну просто живое очарование!..

Но однажды при гостях на семейном торжестве это голубоглазое очарование, которое еще и говорить-то толком не научилось, отчетливо выдает нецензурную фразу.

Реакция присутствующих на конфуз неоднозначна. Гости заливаются хохотом, бабушка едва не падает в обморок, мама краснеет и выходит из комнаты под предлогом проверить пирог в духовке, а папа обрушивает на малыша весь свой гнев. И все четыре реакции оказываются в корне неправильными и даже губительными для дальнейшего воспитания малыша. Что же делать, если ребенок употребляется мат в своем только формирующемся лексиконе?

Мы начинаем цикл статей на эту важную и волнующую абсолютно всех родителей тему: сегодня поговорим о дошкольниках, в следующий раз - о детях школьного возраста и о подростках.

Факт, который нужно принять

Увы, все дети «ругаются» матом. И даже если в семье никто не произносит “крепкие” слова, то ребенок все равно их “поймает” в детском саду, на улице, по телевизору. Обычно первые нецензурные слова родители слышат от своих чад в возрасте 2-3 лет: именно в этот период активно формируется речь ребенка, и он не просто запоминает все новые слова с поразительной быстротой, но и спешит их повторить, при этом значения слов он может не понимать.

Бранные слова звучат интересно, произносятся просто, поэтому так легко схватываются ребенком. Если же малыш слышал это слово неоднократно или заметил, что человек произнес его в какой-то конкретной ситуации, например, когда споткнулся или что-то уронил, то в его сознании появится связь между словом и действием, и ребенок, оказавшись в подобной ситуации, возможно, даже непроизвольно, выдаст это новое для себя слово.

Как реагировать?

8cde2457426858061aa1f45e979af56c.jpg

Самое главное в этой ситуации - не обращать на сказанное ребенком никакого внимания, просто пропустить фразу мимо ушей, не реагируя на нее никак. Да, дети быстро запоминают новые слова, но также быстро их забывают, если они не входит в их лексикон. В случае же если родители, например, засмеются, то ребенок, желая снова вызвать у них положительные эмоции, будет повторять брань снова и снова, прочно закрепляя ее в своей речи. То же самое происходит и тогда, когда родители пытаются ругать малыша за мат: он не сможет понять, за что его ругают, но поймет, что новое слово является каким-то особенным, а раз оно особенное, значит, его нужно запомнить.

В период формирования у малыша речи родителям очень важно следить за чистотой своего лексикона, только это убережет его от запоминания ненужных слов. Если же вы замечаете, что кто-то из родителей на детской площадке ругается матом или же сосед, разговаривая по телефону на балконе, не стесняется в выражениях, то попробуйте ограждать ребенка от этого: закрывайте окна, когда сосед в очередной раз выходит с телефоном, гуляйте на другой площадке. Не стесняйтесь делать замечания другим людям на улице, которые позволяют себе ругаться матом, ведь воспитать ребенка достойно мы можем, только если будем достойно воспитывать и самих себя.

Ребенок «принес» мат из садика?

Что же касается детей, которые уже ходят в детский сад, то есть дошкольников в возрасте 4-5 лет, то к мату, услышанному от них, стоит относиться иначе.

В этот период своего развития малыши уже способны понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, если вы услышали от ребенка мат впервые, то обязательно спокойно и без эмоций объясните ему, что это слово плохое, что его говорят только плохие взрослые и за это их даже могут забрать в полицию. Правда, не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что за брань человек может быть наказан, чтобы не запугать его. Очень важно при этом опять же не ругать малыша, не бить по губам, не стыдить и ни в коем случае не стоит вести себя обратным образом – то есть смеяться над нехорошим высказыванием или высмеивать малыша за употребление этого слова.

Внимание к «запретному» слову

GettyImages-888168458.jpg

Дело в том, что в этом возрасте дети начинают активно анализировать поведение родителей и выяснять, как они реагируют на их действия, поэтому слишком бурная реакция взрослых на неосознанно произнесенное малышом нецензурное слово не останется для него незамеченной. В следующий раз, когда он захочет привлечь к себе внимание родителей, то вспомнит о «запретном» слове и непременно его произнесет. Например, малыш захочет поиграть в прятки, а родители будут заняты своими делами, и чтобы перевести внимания мамы или папы на себя, он просто начнет «ругаться» матом.

Подобным образом негативные последствия могут сформироваться и тогда, когда родители стыдят малыша, говоря о том, что очень расстроены его поведением, разочарованы и так далее.

К 5 годам дети обычно начинают ловко манипулировать окружающими и понимают, что маме и папе, наверное, не хочется краснеть за своего ангелочка и не хочется, чтобы он плохо себя вел. Ребенок начинает рассуждать так: “Ага, ругаться матом - плохо, значит, я буду ругаться им назло, если они не захотят купить мне новую игрушку”. Таким образом, мат на устах малыша превращается в средство манипуляции взрослыми. А вот если на ругань ребенка не обращать внимания, то использовать ее против родителей он не сможет и ему попросту однажды станет неинтересно произносить запретные слова.

С тем, как вести себя родителям, когда 5-летний малыш ругается матом, разобрались. Ну а как оградить ребенка в этом возрасте от нецензурной брани? К сожалению, никак. Чаще всего мат малыш приносит из детского сада, поэтому самое главное - не просто объяснять ребенку, что такие слова произносить нехорошо, не просто следить за чистотой своей речи, но и уделять ему как можно больше внимания. Родитель должен оставаться ребенка главным примером и авторитетом, самым близким человеком, а добиться такого расположения можно только тогда, когда ребенок проводит с ним много времени. Обязательно нужно находить 30-60 минут после работы на то, чтобы играть с ребенком в его любимые игры, обязательно нужно купать его и укладывать спать, разговаривая перед сном о том, как прошел день, внимательно выслушивая его истории о друзьях и вместе разбирая их поступки. И конечно, нужно читать детям сказки на ночь, добрые, трогательные, волшебные и написанные хорошим, красивым и образным русским языком.

Автор: Юлия ГВОЗДЕВА

 

8 Июля 2019
Еще из рубрики «Урок мудрости »