Если ребенок непоседа?

11 Мая 2018
Если ребенок непоседа?

Очень активные дети своим непослушанием нередко вызывают раздражение у взрослых, к их поведению больше всего претензий у учителей и воспитателей. Но всегда ли  непоседы просто плохо воспитаны?

Они всегда в движение, постоянно кого-то дергают, что-то хватают, бросают, ломают,  не обращая внимания на окружающих, не реагируя на замечания взрослых.  Дети с СДВГ – настоящая головная боль для родителей: они могут полезть  на самую высокую горку на детской площадке, забраться на дерево, выбежать на дорогу, не боясь получить травму. Они часто встревают в разговоры взрослых, начинают дурачиться, в более редких случаях дерутся с детьми, но проявления агрессивности у них бывают крайне редко. 

А еще такие  дети зачастую рассеянны, забывают и теряют элементарные вещи: шарфы, варежки, спортивную форму в школе, ручки, пеналы и даже свои портфели. В школе у таких детей не редко возникают проблемы из-за невнимательности и нарушения дисциплины. И дело тут не в плохом воспитании, а в болезни. Синдром гиперактивности (СДВГ) с дефицитом внимания – распространенный диагноз в медицинской карте даже у 4 -5 месячных .живчиков.  Несмотря на то, что по существующим стандартам  СДВГ правомочен как диагноз лишь с 5 летнего возраста ребенка.

В чем причина?

Ответить на этот вопрос не могут даже врачи. На сегодняшний день конкретная причина СДВГ не найдена. Более того в ходе обследования у таких детей не находят никаких структурных нарушений. Как правило, у них правильное строение головного мозга, идеальная биохимия крови, высокий IQ. Вирусные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов, экология не являются причиной развития заболевания. Тогда что же?

В кого он такой?

При беседе с родителями таких детей нередко выясняется, что кто-то из них в детстве тоже имел характерное для СДВГ поведение. Хотя иногда такой взаимосвязи нет.  Поэтому генетическая причина заболевания весьма условная. Последние исследования показали, что расстройство связано с недостатком в мозге допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и избытком норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. 

Другая версия развития болезни – это питание, а именно - дефицит незаменимых аминокислот. Без них невозможна нормальная работа мозга. Спровоцировать СДВГ могут стрессы, особенно ссоры родителей и неправильный режим дня. Мультики во время еды, огромное количество «умных» игрушек, интернет игры  тоже способствуют развитию СДВГ.

Что делать?

В России, в отличие от Европы и США, не используют психостимуляторы, стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию. Успех лечения на 90% зависит от родителей, которые должны набраться сил и терпения и ежедневно заниматься с ребенком. Тем более, что с возрастом гиперактивные дети становятся более усидчивыми. Причем девочки раньше мальчиков – к 7 годам, а мальчики – к 10 (показатели могут колебаться). А до этого времени родителям и учителям стоит быть более внимательными к непоседам.

— Чаще играть. Причем игры лучше строить так, чтобы задания на концентрацию внимания и отдых дополняли друг друга: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на задании. Такое чередование помогает привести непоседу в равновесие.

— Чаще гулять. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Не забывать про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.

— Не забывать хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. Например, не просто сказать: «Молодец, сам сделал уроки». А проговорить, что именно сделал: «И стихотворение выучил, и примеры правильно решил и портфель сам собрал».

— Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а что именно надо сделать: пойти умыться, почистить зубы, надеть пижамку и лечь в кровать. У детей с СДВГ часто отмечается повышенная тревожность, привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.

— Давать дополнительные задания. Высидеть 30–40 минут за партой непоседе сложно. А чтобы направить его энергию в мирные цели можно предложить раздать тетради, полить цветы, вытереть доску, а на перемене поиграть в морскую фигуру. Команда «замри» поможет непоседе угомониться.

 — Больше общаться. Желательно каждый день иметь «традиционное время» для общения, например, каждый вечер пить вместе чай и делиться впечатлениями за день. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Не перебивайте ребенка, не допрашивайте, не критикуйте и не поучайте — просто делитесь друг с другом своими переживаниями, историями, смешными случаями. Внимание со стороны взрослых может быть особо полезным, учитывая проблемы с импульсивным поведением у детей с СДВГ. Порой, чтобы сделать общение более интересным, можно превратить это время в своего рода «психологическую игру» — например, написать вопросы, которые помогают раскрыть собственную индивидуальность («С каким животными ты себя идентифицируешь и почему? и т.п.), положить их в коробку, а потом поочередно вынимать. Можно брать интервью с видеокамерой или же выбрать специальную тему, например, воспоминания и т.п. Из-за частых коммуникативных проблем в семьях детей с СДВГ внедрение таких типов общения может оказаться очень важным.

11 Мая 2018
Еще из рубрики «Стиль Жизни»