Наука и религия в XXI веке. Не враги, а союзники

20 Августа 2018
Наука и религия в XXI веке. Не враги, а союзники

На протяжении всей истории человечества наука и религия имели совсем непростые взаимоотношения: неприятие Церковью физических законов Вселенной, отрицание наукой существования Божественного начала. Но постепенно наметилась и обратая тенденция: сближение этих двух противоборствующих сторон. К ученым и богословам приходит осознание того, что конфликт надуман, и его раздувание – это всего лишь плод недомыслия, и, чтобы решить определенный ряд задач, стоящий перед человечеством, необходимо тесно сотрудничать. Но до настоящего момента это сотрудничество еще не обрело свою окончательную форму – до сих пор мы наблюдаем дискуссии по вопросам соотношения науки и религии.

От Адама и Евы

shutterstock_336957641.jpg

Для полной картины необходимо вернуться к истокам зарождения этих двух понятий и обозначить причины существующих ныне взаимоотношений между ними. Все началось с Творения Мира. Адам, первый человек, созданный «по образу и подобию Божию», был поселен в Эдемском Саду, чтобы «возделывать и хранить его». Но искушенный плодами сада, он был низвергнут на Землю, и появилась новая заповедь: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе, – и далее, – в поте лица твоего будешь есть хлеб».

С этого момента человек начинает познавать мир, создавая жилища, орудия труда, необходимые для поддержания жизнеспособности, и зарождается наука. На данном этапе она неотделима от техники и представляет собой результаты своих исследований, то есть созданных орудий труда. Затем, во времена языческие, человек начинает отождествлять себя с окружающим миром, изучать природные явления, соотнося их с деяниями богов. Высшей точкой развития языческой культуры, и науки в частности, считается Древняя Греция: труды Архимеда, Пифагора, Платона и Аристотеля, эвклидова геометрия. Начинается плавный переход к христианскому восприятию некоторых явлений. Новый виток взаимоотношений Церкви и науки получил свое развитие с приходом на Землю Иисуса Христа. Социальная концепция Русской православной церкви обозначила это так: «Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания».

Наука теперь соотносится с опытом и экспериментом, и главными ее вопросами становятся «Что будет, если?..» и «Почему?». Создается научная картина мира, в которой закреплены определенные понятия и рациональные представления о мире. И к концу Средневековья мы видим два разноаспектных мировоззрения – Книгу Бога и Книгу Природы. И первое время Церковь активно впитывала в себя знания, полученные в ходе научных изысканий, брала под покровительство ученых. Но быстрое развитие научной мысли и изменения в научных представлениях об окружающем мире не давало Церкви сохранять устоявшуюся систему догм, что привело к разладу религии и науки. С этого момента они пошли разными путями: в науке появились атеистические теории, открывались новые физические законы, шла эра технического прогресса, а Церковь твердо стояла на своих учениях, подавляя волны технических нововведений и разносторонних научных мыслей.

Происхождение Вселенной

В последние десятилетия напряжение между ними спало, и сейчас в средствах массовой информации наблюдается возникновение обсуждений, где главным пунктом является согласование результатов научного исследования с религиозным представлением о мире и, в частности, с текстами Священного Писания.

В большинстве случаев предметом обсуждения являются модели образования нашей Вселенной, среди которых первое место занимает «модель расширяющейся Вселенной», или по-другому - «модель большого взрыва». В соответствии с этой модельюнаша Вселенная появилась 10-20 миллиардов лет назад в точке сингулярности в результате колебаний «квантового континуума». В результате этих колебаний образовалась мощная световая вспышка, которая породила элементарные частицы, сначала легкие, а затем и тяжелые. Согласно теории относительности, во время этих процессов также формируется пространственно-временной континуум. Следующим этапом становления Вселенной идет преобразование частиц в атомы и молекулы, группирующиеся в пылевые образования. Эти образования расходятся с большой скоростью, и появляются небесные тела. По астрономическим наблюдениям, такое разбегание продолжается и в настоящее время.

Существуют и другие модели. Например, чуть менее известная «теория сверхструн» и некоторая ее вариация - «модель раздувающейся Вселенной». Данная модель учитывает не только теорию относительности, но и теорию поля. Благодаря этому возможно не только воссоздать историю возникновения Вселенной, но и найти объяснение принципам взаимодействия частиц и тел в ней. В данном случае образующаяся Вселенная имеет уникальные свойства, ранее не рассматриваемые учеными. Как всем известно, мы живем в трехмерном мире, где предметы могут перемещать влево-вправо, назад-вперед, вверх-вниз.

Теория относительности предполагает наличие еще одного измерения – времени, которое связано с пространством в единую систему («континуум»). В соответствии же с «теорией сверхструн» образующаяся Вселенная имеет не менее десяти измерений: возникает суперпространство, в котором наш мир является всего лишь маленьким фрагментом.

Как отмечают многие богословы, все эти сложные теории напрямую не противоречат священному писанию. Возможно, они лишь описывают научным языком тот механизм, с помощью которого Бог создавал Вселенную.

Анализ Христовой крови

shutterstock_581803330.jpg

Представленные выше теории имеют общее космологическое значение. К более конкретным исследованиям относится изучение туринской плащаницы, которое развернули в 80-е годы. Первым этапом ее исследования стала датировка плащаницы. Ученые произвели радиоизотопный анализ, который определил, что она была изготовлена в XIV веке. Вторым этапом послужило подвергание сомнению полученных данных радиоизотопного анализа. Камнем преткновения стали датировки других образцов, также полученные с помощью радиоизотопного анализа, но имевшие противоречивые результаты.

И третий этап состоял в устранении появившихся противоречий путем изменения методов исследования, повышением точности и достоверности сделанных измерений. Результаты изучения плащаницы пролили свет на последние часы жизни Иисуса Христа на Земле. Согласно полученным данным, ученые установили, что тело оставалось в плащанице не более 40 часов. Выделение крови остановилось спустя 20 часов, и под ее следами отсутствует изображение. Также выяснили, что само изображение появилось на плащанице в последний момент пребывания тела в ней.

Но, тем не менее, даже процесс изучения этой христианской реликвии в полной мере раскрывает всю историю взаимоотношений Церкви и науки — мы видим те же самые этапы.

Синтез возможен

Так почему же, несмотря на долговременное противостояние, наука и религия приходят к сосуществованию? Почему многие ученые веруют в существования Бога?

Каждый открытый учеными новый закон физики является подтверждением не только познаваемости окружающего мира, но и его упорядоченности, спланированности, потому что если мир не был спланирован, то никаких законов не существовало бы. Без строго организованной структуры, беспорядочности это был бы не мир, а хаос. И данная концепция позволяет сказать, что мир – это Творение, имеющее продуманный план.

Вселенная составляет совокупность явлений, которые в полной мере не могут быть поняты. Такие понятия, как сила, гравитация, энергия существуют в нашем понимании как умозрительные, так как их описание возможно только математически, но раскрыть их сущности нам еще не по силам. Все мы знаем великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, даже он в середине XX столетия писал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой».

Следовательно, другой причиной сближения науки и религии можно считать тот факт, что ученые осознали непостижимость всех знаний о мире. Стало понятно, что человеку не представляется возможным делать окончательные и совершенные выводы, потому что даже наука имеет свои границы, и сейчас для веры в Бога есть больше оснований, чем столетие назад.

С момента своего возникновения атеизм возносит «здравомыслие», попрекая верующих в Бога в наивности, простодушии, признании чудес. Но если принять во внимание факт того, что многие явления, как уже было сказано, являются умозрительными понятиями, то окажется, что «научный» атеизм призывает уверовать в еще большие чудеса. Следует отметить, что важнейший признак познаваемости Вселенной состоит в воспроизводимости явлений, которая является основой практической деятельности всего человечества.

По сути, вера в воскресение мертвого тела Иисуса – это убеждение в восстановлении временно утраченных функций жизнедеятельности. В то время как атеистическое учение полагает, что жизнь зародилась из мертвой материи. Но наукой это никак не доказано, более того, неудачные попытки репликации живой клетки опровергают эту теорию. Но также наукой была обоснована нерушимая система основных единиц Вселенной – вещества, физических полей и информации, где главная роль отведена информации. И этот факт только укрепляет веру в то, что Вселенная была создана Богом. А та же самая «теория большого взрыва», объясняющая создание Вселенной во всем величии ее детальных связей, непоколебимых законов и четкой структуры в результате мощной вспышки, никак не подтверждена жизненным опытом... Более того, опыт показывает, что подобный взрыв может привести только к разрушительным последствиям, никак не созидательным.

Таким образом, сложные взаимоотношения науки и религии прошли пик непонимания друг друга и сейчас стремятся найти точки соприкосновения. Основой их взаимоотношений сейчас служит принятие того факта, что и наука, и религия имеют под собой важную социальную функцию для человека, а именно - потребность в существовании и тягу к познанию.

И пока научные исследования имеют простор для выбора предмета исследования, не входящего в структуру религиозного мировоззрения, не ставят целью опровержение религиозного объяснения мира, эти противопоставленные институты общества могут сосуществовать и даже дополнять друг друга. Исследование и пропаганда этих нейтральных для религиозного мировоззрения проблем – это основа для сотрудничества религиозных организаций и научных учреждений, служителей культа и ученых.

20 Августа 2018
Еще из рубрики «Интеллект»