Без "бумажки" ты... Миллионер. Почему учиться никогда не поздно?

Без "бумажки" ты... Миллионер. Почему учиться никогда не поздно?

Помню, как на защите выпускной работы пару лет назад мне влепили четверку со словами: «Вы, Ирина, конечно, очень правильные и мудрые вещи пишете, но языковая подача вашего диплома подходит для журналов развлекательного жанра, а не для научно-исследовательской работы. Поэтому мы снижаем вам оценку». Я, конечно, могла отчеканить текст в аналитической части по-научному сухо – и в конце получить пятерку, на которую нас часто с детства дрессируют, как цирковых пуделей, но что получилось бы в итоге? Просто идеальная цифра на бумажке и… ноль индивидуальности. Я это уже проходила. Поэтому в этот раз я сделала шаг в другом направлении.

А кому вообще нужны эти оценки?

В 60-х годах два психолога, Мартин Селигман и Стив Майер, решили провести ряд экспериментов. В роли подопытных они выбрали собак, которых поместили в закрытые клетки и подвергли периодическим, но достаточно внезапным ударам электрического тока. По прошествии некоторого периода времени ученые выпустили группу собак из своих клеток и посадили в открытые вольеры, сбежать из которых можно было довольно легко. При последующих ударах электрического тока, воздействию которых они снова были подвергнуты, ни одна собака не проявила намерения к борьбе, бегству, спасению. Вместо этого собаки показали абсолютно пассивную реакцию на причиняемую им боль. Судя по их поведению, можно было сказать, что они воспринимают все происходящее как некое однозначно неизбежное событие. Собаки, из полученного ранее негативного опыта усвоили для себя, что бегство и спасение от ударов током невозможно, поэтому и не предпринимали никаких попыток вырваться из клетки.

На основании этого ученые сделали выводы, что реакция собак на удары током во многом напоминает реакцию человека на стресс. Ряд неудач, следующих одна за другой, приводит к состоянию подавленности или депрессии и делает собак, как и людей, абсолютно пассивными, так как они считают, что все их последующие усилия будут неэффективными. (Информация с сайта https://psychologyc.ru/priobretennaya-bespomoschnost/)

Давайте вспомним школьные времена. Точно таким же «ударом тока» для человека является фраза «учись на пятерки, а то дворы будешь подметать!». И будучи еще зависимым от родителей ребенком, когда ты слышишь это на постоянной основе, запускается тот самый эксперимент, убивающий в тебе какую-либо волю к самореализации и адекватному восприятию собственных ошибок, заставляющий просто «лечь и подчиниться». Мне очень хочется верить, что среди читателей есть счастливчики, которых никогда не ругали за «лебедей» в дневнике и вообще не парили вопросами «а ты уроки сделала?», «а что вам задали?», «а покажи-ка дневник?» и пр. Но, как показывает практика, 90% моих знакомых были жертвами подобной системы воспитания. И большинство девочек и мальчиков разных поколений ходят в школу за оценками, а не за знаниями. Они зубрят нудные тексты ради похвалы, а не вникают в них из желания узнать что-то новое; глотают слезы из-за неподдающейся математики, но продолжают себя истязать, потому что слишком их пугает перспектива метлы в руках и родительский ремень в шкафу. А вот если задуматься, кому вообще нужны эти оценки? Что они дают? Ответ достаточно простой: никому и ничего. Последователям советской закалки покажется абсурдным то, что я сейчас говорю, но давайте дружно отмотаем время назад, проанализируем и честно ответим, что каждому из нас дала пятерка по предмету, который вы ненавидели? Мне лично вымученные пятерки не дали абсолютно ничего. Они скорее отняли у меня кучу нервов и часов сна. Пятерка еще никого не сделала мудрее, она скорее сделала человека тревожнее, если ему, например, плевать на биологию, он не собирается связывать с ней жизнь, он бы эти лишние часы потратил, например, на любимую историю. Но нет же, там, на горизонте, маячит родительское собрание, хвастовство родителей твоего более успешного одноклассника, перед которыми твоей маме будет неудобно. А ведь стоит помнить, максимум, что дает оценка – она показывает, как ребенок усвоил учебный материал, и больше ничего.

Но обычно после школы эксперимент с «током» только набирает обороты. И слова «забудьте все, что вам говорили в школе», являющиеся «звоночком», который мог бы помочь студенту первого курса вуза очнуться, встать и выйти из «клетки», то есть расслабиться и пересмотреть свои взгляды на учебу, воспринимаются, к сожалению, очень буквально. С другой стороны, а какой иной смысл фразы может допустить человек, который выдрессирован жить по заветам, предусматривающим очень ограниченный взгляд на жизнь? Ему не до метафор.

И «вновь продолжается бой», все то же тревожное зарабатывание пятерок, теперь уже чтобы в перспективе была престижная работа. Вам же сейчас стало смешно? Правильно, потому что сколько таких отличников на памяти у каждого из нас пролетели мимо кассы, отправляя свои идеальные резюме в крупные компании? Какое количество «красных дипломов» осталось незамеченными, а на места их мечты брали «балбесов по знакомству» или «троечника»? И даже если кому-то удавалось добиться своего и получить заветную должность, что вы слышали в дальнейшем от своего начальника? «Забудьте все, что вам говорили!» И вы подчинялись. Снова и во всем. Именно поэтому многие идеальные сотрудники сегодня страдают синдромом выгорания, а переходя из одной компании в другую, со временем отмечают лишь единственную разницу – табличку с названием фирмы. И с нетерпением ждут вечера пятницы, чтобы снять стресс в каком-нибудь увеселительном заведении, под звон бокалов жалуясь на дурака-начальника, на несправедливость того, что желаемую должность занимает кто-то по знакомству и т. п. А, может быть, это еще один знак, кричащий о том, что дело не в других людях и обстоятельствах, а в укоренившейся установке, что вы в вечной позиции жертвы и у вас нет сил что-либо изменить, даже заметить открытую дверь из этой самой клетки?

А ведь вы можете получить все, что захотите. Но для этого надо забыть все, что вам говорили раньше.

Без бумажки ты…

«Все сбережения моих родителей из рабочего класса были потрачены на мою учебу. Через шесть месяцев я понял, что не вижу в учебе никакой ценности. И вот поэтому я решил бросить колледж. Я верил в то, что все как-нибудь образуется. В то время мне было довольно страшно, но, оглядываясь назад, я могу сказать, что это было одним из лучших решений, которые я когда-либо принимал. После того, как я бросил учебу, я смог посещать только те занятия, которые мне были действительно интересны. В этом не было никакой романтики. Мне негде было жить, поэтому я спал на полу в гостях у друзей. Я сдавал бутылки от колы по пять центов, чтобы купить еды, а вечером по воскресеньям проходил пешком семь миль, чтобы поесть в кришнаитском храме. Но мне нравилось это. И многое из того, с чем я столкнулся тогда благодаря моему любопытству и интуиции, оказалось бесценным. Приведу один пример. Рид-колледж в то время был, вероятно, лучшим в стране учебным заведением, где обучали каллиграфии. Я узнал о гарнитурах с засечками и без засечек, о разной величине отступов между буквами — о том, что делает великую типографику великой. Это было прекрасное историческое и художественное знание, неподвластное науке, и мне оно казалось восхитительным. Не было никаких шансов, что это знание получит практическое применение в моей жизни, однако 10 лет спустя, когда мы создавали дизайн для Macintosh, все это снова вернулось ко мне, и все это мы вложили в дизайн Mac. Это был первый компьютер с прекрасной типографикой. Если бы я не бросил учебу и не записался на этот курс в колледже, у Mac никогда бы не было таких шрифтов». (Речь Стива Джобса перед студентами Стэнфордского университета 12 июня 2005 г.)

Я получила диплом психолога в одном из самых престижных университетов Москвы, но считаю, что ценность не в нем, а в том, что на его защите я сломала свои старые паттерны поведения. Я тоже была заточена на «отлично», и для меня было большим стрессом пойти наперекор выданной методичке, в которой были перечислены правила, как должна выглядеть моя выпускная работа. И когда я села ее писать, то поняла, что, если я сейчас, как робот, начну загонять себя в эти рамки, то я элементарно не смогу объяснить комиссии то, что в течение нескольких месяцев исследовала. Я буду говорить высоким штилем, но с ощущением оторванности от обычной жизни. Я не буду чувствовать то, что делаю. И просто сделала выбор между чужой оценкой моей работы, и моим отношением к этой работе. И я выбрала себя. И если бы я тогда этого не сделала, то сегодня моих текстов не было бы в журнале, который вы держите в руках. Однажды, подарив свободу своему взгляду на мир, своему стилю повествования – он понравился и другим людям, которые исполнили мою мечту. Я не хотела быть только психологом-консультантам, я еще мечтала о самореализации на страницах печатного издания. А ведь у меня нет журналистского образования. Зато обнаружилась внутренняя готовность кому-то не понравиться, и знание, что жизнь после чьей-то негативной оценки не заканчивается…

Если сегодня перед вами стоит ряд вопросов, таких как «обязательно ли иметь диплом?» или «как выбрать высшее учебное заведение?», «как учиться на пятерки?» и пр.:

•          первое, что вы должны сделать – это перестать бояться потерять фундамент в виде диплома, полагая, что он дает какие-то гарантии. Как может не случиться университета, так может внезапно не стать в чьей-то жизни той успешной компании, в которой он в настоящее время работает при наличии этого самой «корочки», или вы вообще передумаете работать по выбранной специальности. Некоторые мои друзья занимают прекрасные должности, при этом не окончив института. А другие ни разу в жизни не показывали диплом своему работодателю.

«Одна из моих любимых историй – о визите Джона Кеннеди в космический центр NASA. Он увидел уборщика, который нес метлу. Он подошел к нему и спросил, чем он занимается. Уборщик ответил: «Господин президент, я помогаю отправить человека на Луну». (Речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 25 мая 2017 г.)

•          Соответственно второе – иметь независимую самооценку. Кто бы перед вами не находился, на ваше самоуважение и свободу выбора не может посягнуть никто, даже если у вас в руках метла, есть в наличии или отсутствует бумажка с какой-то там оценкой.

«Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, а Нобелевская премия меня ждет». (Из лекции Татьяны Владимировны Черниговской)

•          Поэтому третье и самое главное - забудьте все, что вам говорили, и всегда держите фокус внимания на своем призвании. Выбирайте путь по душе.

И тогда перед вами (и вашим детьми) откроются любые двери.

Женщины, которые читают - опасны!
№11-12 Декабрь 2018

Женщины, которые читают - опасны!