Тутта Ларсен: «Каждый верующий человек, в том числе и я, не просто верит в Бога, он его знает»

Тутта Ларсен: «Каждый верующий человек, в том числе и я, не просто верит в Бога, он его знает»
Внимание, если вы уже покупали эту статью, авторизуйтесь на сайте через свою запись в социальной сети или через форму авторизации.

Многие помнят самого популярного виджея MTV — невероятно яркую, харизматичную и смелую бунтарку. Сегодня она — автор и ведущая проекта о материнстве, психологии и отношениях TUTTA.TV, ведущая проекта «Вера в большом городе» и многодетная мама, прошедшая через жизненные испытания. Тутта Ларсен — о христианстве, любви, доверии и месте веры в жизни человека.

— Глядя на вас — человека широкого кругозора, неравнодушного к чтению, возникает вопрос: как в вас уживается обилие знаний и вера? Для вас наука и религия не противоречат друг другу?

— Мне кажется, довольно наивно и самонадеянно полагать, что религия и наука противоречат друг другу, учитывая тот факт, что на протяжении тысячи лет религия была одним из главных двигателей науки, а религиозные учреждения типа монастырей были главными центрами научной мысли во всем цивилизованном мире.

— То есть между догмами теологии и, условно, парадигмой дарвинизма нет противоречия?

— Дарвин был верующим человеком вообще-то. Как человек ищущий, читающий, я как раз не могу удовлетвориться исключительно научным объяснением мира — оно меня не устраивает, мне его недостаточно. Человечество постоянно сталкивается с иррациональным, которое наука объяснить не может, например, что было до большого взрыва? Почему излечиваются безнадежно больные? Как работает пророчество? Что такое посмертный опыт? Что такое сознание и когда оно сформировалось? Мы не можем ограничиться знаниями исключительно о материальном мире. Иначе наша жизнь ничем не отличается от жизни каких-нибудь бактерий в питательном бульоне.

— Как вы относитесь к популярной антропологической теории о том, что человек произошел от обезьяны?

— На многие вопросы, в том числе и об эволюции с точки зрения антропологии, я не получаю для себя ответов, когда читаю книжки атеистически настроенных деятелей науки. Когда ученые говорят, что приматы были средним звеном в эволюции и у них внезапно начал расти мозг, и поэтому они стали самыми высокоразвитыми интеллектуальными существами на Земле, — меня совершенно не устраивает это «внезапно».

— Стечение обстоятельств?

— Случайностей в природе нет! То, что мы не можем объяснить, как раз и является, по моему мнению, той силой, что больше и выше материи. Силой, которая создала весь этот материальный и нематериальный мир.

— Духовные поиски не диссонируют в вас с научным учением?

— В мире существует огромное количество ученых, которые являлись или являются верующими людьми. Например, святитель Лука Войно-Ясенецкий, по учебникам которого до сих пор учатся студенты-медики, вообще был канонизирован! Поэтому, мне кажется, критерием умного человека как раз является наличие в его жизни еще и духовного поиска.

— Ученый скажет, что наука основана на методах достижения объективных знаний, и обязательно спросит о доказательствах в вере. Как вы считаете, должна ли вера быть подкреплена знанием?

— В послании к евреям вера определяется как осуществление ожидаемого и уверенности в невидимом. Я думаю, что говорить о каком-то материальном формате, в котором можно проверить существование Бога, совершенно бессмысленная затея, потому что существование Бога познается человеком не через разум, а через сердце, душу, энергию и эмоции. Как бы вы это ни назвали, но разум — это еще не весь человек.

— Получается, что это познания духовного уровня. Можно ли в этом случае проецировать духовный опыт на материальный мир?

— Давайте не будем лукавить — ко многим вещам из материального мира, которые мы раньше тоже не могли доказать, например магнитное поле Земли или ее притяжение, человечество пришло не сразу. Мы научились это измерять и определять. Тем не менее отрицать существование силы тяжести было даже логически невозможно: мы знаем, что это существует, мы просто не могли обозначить ее материально и доказать существование до тех пор, пока наука не продвинулась дальше.

— Значит, нужно просто знать и не пытаться доказывать это?

— Если мы говорим о попытках доказать Бога через наш опыт, через рациональное научное знание, то мы, безусловно, упремся в стену.

— Почему вы так считаете?

— Потому что Бог — это больше, чем научное знание. Каждый верующий человек, в том числе и я, скажет вам о том, что не просто верит в Бога, а его знает. Он знает, что Бог есть и действует в его жизни. И да, это глубоко личный опыт, который с каждым человеком происходит удивительным, непостижимым и тайным образом. Мой может совершенно не подходить или не быть понятным вам, но это никоим образом не доказывает отсутствие Бога.

— В одном из своих интервью вы говорили, что нет ничего важнее веры. Какую именно веру вы имели в виду?

— Я говорю о том, что нет ничего важнее веры в Бога. Во что еще более конкретное можно верить? В прогресс, в разум, в себя? Все это не является самым важным и главным. К тому же все это очень легко уничтожается. Потому что все дано Богом.

— То есть для вас нет альтернатив веры в Бога?

_Collect_1V3A7296_0.jpg

— Да, таких альтернатив нет. Смешно и глупо говорить об опоре на себя. Как сказано в Евангелии: «И кто из вас, заботящийся о себе, может прибавить себе роста хотя бы на один локоть?» Для этого не хватит никакой силы воли и никакой силы знания. Ты не можешь изменить этот мир. Ты вообще ничего не можешь изменить, кроме вещей, до которых у тебя дотягиваются ручонки. Ну как ты можешь положиться на себя? Это очень страшно — положиться на себя в мире, где постоянно происходит что-то плохое!

— Что же остается человеку, если на все воля Бога?

— Человек слаб, и человек мало что может изменить в этом огромном страшном мире. Он не может предотвратить ни одной катастрофы, ни одного стихийного бедствия, так же как не может отменить рак или войну. Но это может Бог. И у человека есть надежда, есть вера и есть доверие!

— В таком случае что для вас значит верить в себя?

— Верить в себя ты можешь, только если ты верующий человек, если ты сотрудничаешь с Богом. А если ты веришь в себя, а другой человек - в себя, то где объективный критерий истины? Она получается у каждого своя! Нет никакого объективного тебя. Ты есть только в масштабе твоих отношений с Богом, потому что ты есть образ и подобие Божье.

Верить или знать?
№11-12 Декабрь 2019

Верить или знать?

Верить или знать?
И одной головой обладая,
Ни за что не войдешь в обе двери:
Если веришь, то веришь, не зная.
Если знаешь, то знаешь, не веря...
Так что же все-таки лучше — верить или знать?
Вера и знание — это левый и правый полюс шкалы «подтвержденность».
Любая вера рано или поздно переходит в знание — стоит накопить достаточный уровень подтвержденности и обрести твердую уверенность.
Но как быть, если этой подтвержденности еще нет? Верить или нет? Или выбрать другой «полюс» — знание?
Будем разбираться в этом номере журнала «Life Искусство жить».