Александр Блок: трагический тенор эпохи

Александр Блок: трагический тенор эпохи
Внимание, если вы уже покупали эту статью, авторизуйтесь на сайте через свою запись в социальной сети или через форму авторизации.

«И вечный бой! Покой нам только снится…»

Александр Блок

В истории литературы, да и всего искусства в целом есть личности, биографии которых сложно понять «наскоком». Нужно детально изучить историю жизни человека, а затем отойти в сторону, чтобы осознать масштаб личности. Как говорил Сергей Есенин, «большое видится на расстоянье». Судьба Александра Блока – из такого разряда. Его жизнь сложно уложить в общепринятые обществом рамки. Давайте попробуем погрузиться в мир поэта, а потом сделать пару шагов назад, чтоб осознать всю величину этого человека.

Александр Блок был гением. И это не просто слова, полные пафоса. Этот факт подтверждали его современники, даже Валерий Брюсов – вечный соперник – в конце жизни признал это. А Владимир Маяковский дал ему такую оценку: «У меня из десяти стихов — пять хороших, три средних и два плохих. У Блока из десяти стихотворений — восемь плохих и два хороших, но таких хороших, мне, пожалуй, не написать». В чем же была гениальность Блока? Ответ может показаться странным, может банальным, но основа всей жизни поэта – Музыка. Не та, которую сочиняют композиторы и исполняют музыканты, а та, которая покоится внутри. Ее можно назвать внутренним голосом, музой, как угодно, но суть останется неизменной. Поэт слышал ее и давал жизнь в своих стихотворениях. Именно поэтому Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи», и именно поэтому его творения настолько музыкальны. Вспомнить хотя бы знаменитую «Незнакомку»: «И вЕют дрЕвними повЕрьями Ее упругие шелка…» Поэт создает для нас ощущение ветра путем соединения звуков и слов воедино, мы как будто находимся внутри происходящего, проживаем и ощущаем все эмоции, как в 3D-кинотеатре, это ли не чудо?

Первые несмелые звуки музыки Блок услышал в 7 лет, и с этого периода начинается тернистый путь творчества поэта. Не рановато ли для ребенка, спросите вы? Родившись 28 ноября 1880 года в Ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета в высоко интеллектуальной семье, маленький Саша изначально был предопределен стать человеком деятельным и известным. Дед – ректор главного университета страны, бабушка – известная переводчица, хорошая знакомая многих писателей, отец – профессор Варшавского университета, мама – переводчица и литератор. Согласитесь, вырастая в такой среде, сложно не быть одаренной и творческой личностью.

_Collect_834004_1.jpg

В 15 лет в жизни Блока состоялась судьбоносная встреча, коренным образом поменявшая траекторию его жизненного пути. В соседнем имении Боблово, принадлежавшем Дмитрию Ивановичу Менделееву, он встретил Ее – свою Прекрасную Даму, свою Вечную Женственность. Имя ей было Любовь. Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь известного ученого-химика. Именно она стала спутницей Блока в его недолгой жизни и единственной законной женой. Несмотря на множество увлечений поэта в течение жизни, именно о ней Александр Блок в конце своего земного пути скажет: «В моей жизни было только две женщины – Люба и все остальные». Волна влюбленности, захлестнувшая их, подарила миру известный цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». В конце жизни, анализируя свой творческий путь, Блок считал именно его лучшим среди всех остальных и основной доминантой в своем творчестве. Этот период созидания Блок назовет «мгновением слишком яркого света». Но что пришлось пережить той, которая была музой и вдохновительницей гения, было известно только ей одной. Со всей искренностью и детской непосредственностью она откровенно рассказала о совместной жизни с поэтом в своих мемуарах «И быль и небылицы о Блоке и о себе». Объясняя свое состояние, Любовь Дмитриевна приводит отрывок своего письма, адресованного Блоку за пару лет до их свадьбы: «Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели... Вы, кажется, даже любили - свою фантазию, свой философский идеал, а я все ждала, когда же Вы увидите меня, когда поймете, что мне нужно, чем я готова отвечать от всей души». Они навсегда остались друг для друга лучшими друзьями, единомышленниками, но их союза как мужчины и женщины не существовало.

_Collect_Alexander-Blok-Lyubov-Mendeleeva-2_3.jpg

Второй этап звуков музыки ознаменуется отходом от мистического мировосприятия, навеянного Владимиром Соловьевым – одним из главных символистов. Блок начинает слышать другую музыку – музыку повседневности, кабаков, порока, страстей. Он становится завсегдатаем питейных заведений. Корней Чуковский вспоминал: «В те времена многим из нас, петербуржцев, случалось не раз с сокрушением видеть, как отчаянно он топит свое горе в вине. Именно отчаянно, с каким-то нарочитым безудержем. И когда в такие ночи и дни мы встречали его в каком-нибудь гнилом переулке, по которому он нетвердой походкой пробирался домой с окостенелым лицом и остановившимся взглядом, нам чудилось, что он действительно бесприютный скиталец, отверженец, от лица которого он пел в те времена свои песни». В этот период и появляется образ той самой «Незнакомки», которая «медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна» будоражит сознание поэта. В ней угадываются отдаленные черты Прекрасной Дамы, но это уже совсем иной образ. 

Верить или знать?
№11-12 Декабрь 2019

Верить или знать?

Верить или знать?
И одной головой обладая,
Ни за что не войдешь в обе двери:
Если веришь, то веришь, не зная.
Если знаешь, то знаешь, не веря...
Так что же все-таки лучше — верить или знать?
Вера и знание — это левый и правый полюс шкалы «подтвержденность».
Любая вера рано или поздно переходит в знание — стоит накопить достаточный уровень подтвержденности и обрести твердую уверенность.
Но как быть, если этой подтвержденности еще нет? Верить или нет? Или выбрать другой «полюс» — знание?
Будем разбираться в этом номере журнала «Life Искусство жить».