Виктория Павлова: «Деньги для подростков — не главная мотивация»

Виктория Павлова: «Деньги для подростков — не главная мотивация»

120 выпускникам бизнес-школы СКОЛКОВО еще не исполнилось даже 20 лет – это подростки, которые окончили Стартап Академию Junior. О том, чему на самом деле учит эта программа и как она помогает совсем молодым людям стать настоящими бизнесменами, рассказывает руководитель Стартап Академии Junior Виктория Павлова.

— Виктория, в чем смысл программы Стартап Академия Junior?

- Первую программу для подростков 13-17 лет по предпринимательству мы запустили больше года назад. Сейчас мы с коллегами все больше понимаем, что подобные программы – это даже не про предпринимательство, а в целом про будущее детей и то, чем они хотят заниматься.

Предпринимательство – это история не только про зарабатывание денег, это создание смыслов, база для развития кругозора, становления системы ценностей и жизненных ориентиров. Все это работает даже в том случае, если в будущем выпускники программ не открывают собственное дело.

— Что чаще всего мотивирует юношей и девушек на занятие предпринимательской деятельностью?

- Юношей и девушек мотивирует следующее:

• Опыт известных людей. Опыт реальных предпринимателей, известных в своей индустрии и отрасли, является сильнейшим мотиватором и стимулом к самореализации. Истории взлетов и падений, примеры проектов и кейсов, рассказы о становлении и развитии бизнеса очень сильно заряжают на успех и придают всем без исключения уверенности в своих силах. Подростки видят, что даже очень сложные идеи возможно воплотить в реальность, и если они будут трудиться, то у них все получится.

• Опыт родителей. Хорошим стимулом выступают и родители. Многие из тех, кто начал заниматься бизнесом в подростковом возрасте, выходцы из предпринимательских семей. Влияние родителей в данном случае довольно сильное. У подростков с раннего возраста формируются определенные ценности и жизненные установки. Дети обсуждают с родителями варианты своего будущего бизнеса и смотрят на их опыт. Примером может служить семья Татуловых, в которой мама Анастасия – предприниматель, основатель сети семейных кафе «Андерсон». Сын Артем пошел по ее стопам и запустил собственный стартап – летний акселератор профессионального развития для юношей и девушек 12-17 лет Headstart Camp, позволяющий получить преимущество на старте взрослой жизни.

• Опыт ровесников. На Западе есть множество примеров молодых людей, открывших собственное дело. В России на данный момент уже существует несколько коммерчески успешных проектов 14-16-летних предпринимателей, которые приносят небольшой доход. Среди наиболее успешных - Петр Сковородников, создавший агрегатор экоферм, суть его проекта – продажа путевок в экологически чистые регионы страны и развитие внутреннего туризма, а также Артур Борсов – основатель портала кинокритики wavesmagazine.ru. Пока эти стартапы находятся на начальном уровне, но для их молодых создателей это большой успех.

• Самореализация. Именно ради самореализации многие рискуют и идут в предпринимательство – это дает им большой толчок и большую уверенность в своих силах. Бизнес в подростковом возрасте – это в первую очередь стремление реализовать свои мечты и идеи, которые потом могут воплотиться в бизнес-плане и стать делом жизни. Важно понимать, что деньги для подростков не являются главной мотивацией для открытия собственного дела. Тем не менее роль заработка также важна, и ее не стоит недооценивать.

— С какими основными проблемами сталкиваются молодые предприниматели?

— Молодые предприниматели сталкиваются с тремя главными проблемами.

• Главная сложность, с которой сталкиваются как инвесторы, так и родители юных предпринимателей, – это реализация проекта. Трудности могут возникать уже на этапе зарождения идеи. Довольно часто в этом возрасте ребята придумывают слишком сложные идеи и проекты, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью. Уровень проработки идей и является главным отличием детского предпринимательства от взрослого.

 

• Отсутствие структуры будущего проекта. Как правило, все ограничивается только идеей и планами, а в юном возрасте из-за нехватки необходимых знаний, навыков и компетенций практически всегда отсутствует понимание того, как этот проект можно осуществить.

 

• Также важный вопрос – в какой сфере начать делать бизнес. Универсальных направлений для успеха нет. Главное – заниматься тем, что нравится. Тем не менее сегодня особенно актуальны отрасли медицины, техники, интернет-технологий, потому что за ними будущее. Лучше смотреть туда, чем ориентироваться на классические бизнесы, которые сейчас постепенно умирают. На данный момент существует довольно много ниш, в которых можно начать действовать и придумывать что-то новое, пусть это будет интересно достаточно узкому кругу людей. Раньше была эра глобализации, сейчас – четкая сегментация.

— Как преодолеть эти трудности?

— Мне кажется, важно делать акцент на работе в команде, уделять внимание умению делать презентации и развивать ораторское искусство, потому что у большинства есть страх публичных выступлений. Ключевой и крайне необходимой частью учебной программы должна быть финансовая грамотность, потому что подростки хорошо придумывают  идеи, а финансы – не до конца.

Я вижу своей главной целью в первую очередь дать новые знания и интересные знакомства, но не заставить студентов переориентироваться или заниматься чем-то другим. Мы лишь можем помочь понять, что студентам больше нравится, в каких сферах у них больше возможностей проявить себя. Образовательные программы помогают прочувствовать все на реальной бизнес-ситуации, погрузиться в бизнес-среду и примерить на себя различные роли.

 — Расскажите о западном опыте подросткового предпринимательства и в чем его отличия от российского?

— На Западе подростковое предпринимательство уже давно не считается чем-то сверхъестественным. Эта дисциплина изучается в школах, ребята открывают собственное дело для того, чтобы попробовать свои силы и применить знания на практике, чтобы заработать на карманные расходы. Многие начинают собственный бизнес с торговой точки недалеко от дома, где продают домашнюю продукцию, а позже уже переходят к созданию интернет-магазинов и мобильных приложений. 

В России, в отличие от Америки, предпринимательство не входит в школьную программу. Существуют дополнительные курсы, занятия, лагеря. Школа в основном развивает hard skills, и меньшее внимание уделяется развитию soft skills. Поэтому на последних годах школы предпринимательские программы особенно актуальны: детей необходимо погружать в бизнес-среду, чтобы они получали реальные знания, смогли понять взрослый мир и понять, как они могут в него вписаться.

Не стоит обнадеживаться и надеяться, что подобное обучение сделает из каждого ребенка предпринимателя. Если такие программы заставят его проводить свое время продуктивно и использовать его на саморазвитие, а не тратить его за планшетом и компьютером, считайте, что уже одержали большую победу.

Кто сотрет нас с лица земли?
Читать фрагмент
№1-2 Январь 2018

Кто сотрет нас с лица земли?

в современных подростках уже заложена привычка жить в виртуальном мире соцсетей, видеоигр, фильмов, сериалов,  и стремление жить более свободной, счастливой и «расслабленной» жизнью. Обо всех  «секретах»  современного поколения вы узнаете из нынешнего номера  журнала.