В гостях у Муму

В гостях у Муму
Внимание, если вы уже покупали эту статью, авторизуйтесь на сайте через свою запись в социальной сети или через форму авторизации.

Старинные дома хранят в себе много тайн. За их стенами течет своя жизнь, скрытая от посторонних глаз. Люди влюбляются, ссорятся, создают шедевры. Дом на Остоженке, 37/7 именно такой. Проходя мимо него, мы даже не подозреваем, что в нем разворачивалась реальная история Муму и дворника Андрея, ставших прототипами героев к известной повести. Мы пообщались с методистом Дома-музея И.С. Тургенева Ольгой Тюняевой, которая рассказала нам историю этого дома и его хозяев.

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке расположен в уникальном особняке, который стал легендой литературной Москвы. Этот дом с 1840 по 1850 год снимала мать писателя В.П. Тургенева, ставшая прототипом барыни в хрестоматийной повести «Муму». Бывая в Москве, останавливался и жил здесь сам писатель, отразивший в своем творчестве остоженские впечатления. Отрочество и юность, годы учебы, первая любовь, «остоженское» десятилетие, знакомство и дружба с В.Г. Белинским, судьбоносная встреча с Полиной Виардо… В столицах кипела литературная, издательская, театральная и научная жизнь, в центре которой всегда был Тургенев. Известно, что по личным причинам вторую половину жизни Тургенев прожил, в основном, за границей, но последние приезды уже всемирно известного писателя на родину сопровождались триумфальными встречами в Москве и Петербурге. Родные места Орловщины, соседних с ней губерний да две столицы – это и есть тургеневская Россия, которую он беззаветно любил и воспел в своих произведениях глубоко, проникновенно, с болью в сердце за судьбу ее народа. Один современник говорил о Тургеневе: «Находя, что жить можно только в Париже или в деревне, он, как птица, два раза в году совершал перелет: весной отправлялся в деревню, а осенью возвращался в Париж, причем проездом обыкновенно останавливался на несколько дней в Петербурге и Москве…» Сам же писатель признавался: «Во мне недаром татарская, кочевая кровь: чувства оседлости не имеется, и всякий дом – вроде палатки». В этой кочевой жизни дом на Остоженке был остановкой на пути из Петербурга в родовое имение Спасское-Лутовиново и обратно. Но разные обстоятельства задерживали его здесь – болезнь и любовь, друзья и творчество, наследственные и издательские дела.

mumu2.jpg

При создании музея нас в первую очередь интересовало все, что связано с остоженским домом, поэтому одной из первоочередных задач стало воссоздание интерьеров жилого дома Тургеневых 1840-х годов, личных покоев В.П. Тургеневой и самого писателя. Остоженский дом стал свидетелем начала его литературной деятельности: здесь создавались стихотворения, поэмы (ведь Тургенев начинал как поэт), ложились на бумагу первые строки рассказа «Бежин луг» из «Записок охотника». А вот повесть «Муму», основанную на реалиях остоженской жизни Варвары Петровны, Тургенев создавал не здесь, а несколькими годами позже в Петербурге, сидя под арестом в полицейской части. Да, и такое выпало на долю писателя – непримиримого противника крепостного права, да еще полтора года ссылки в его орловское имение без права выезда.

Тургенев – великий русский писатель, классик русской литературы, при жизни получивший всемирную известность и определивший на многие годы направление нашей литературы, певец русской природы, создатель классических женских образов, мастер психологических портретов, у которого учились западные мастера. Он не только оставил своим потомкам прекрасное литературное наследие, но и первым познакомил европейскую публику с произведениями русских писателей. Именно благодаря Тургеневу в свет вышли французские переводы сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова. Неслучайно современники писателя называли его «послом от русской интеллигенции».

Фатализм или свобода выбора?
№1-2 Февраль 2020

Фатализм или свобода выбора?

Что такое фатализм и нужно ли верить в предопределенность своей судьбы? Или все исключительно в наших руках?
Этим вопросом задавалось не одно поколение мыслителей, но так никто и не сумел получить на него окончательного ответа.
Так какую сторону выбрать?
Верить в судьбу?
В то, что каждому человеку хоть и присуща свобода мыслей и действий, а также ответственности за их последствия, но как бы человек не старался, рано или поздно судьба его настигнет?
По правилам теории вероятностей должен быть третий вариант!
Будем разбираться в этом номере журнала "Life Искусство жить", январь-февраль 2020 г.