Колесо чудес, или Что такое карма?

Колесо чудес, или Что такое карма?

Когда становится совсем невмоготу, я убираю гармошки и берусь за индийские сказки. Я часто их перечитываю. Очень успокаивающее занятие. Больше всего мне в них импонируют законы Кармы. «Тот, кто в этой жизни обидел осла, в следующей сам станет ослом». Не говоря уже о коровах. Очень справедливая система. Вот только чем глубже вникаешь, тем интереснее: кого же в прошлой жизни обидел ты?

Мариам Петросян. «Дом, в котором…»

Мы живем с вами в то время, когда человек мечтает узнать о себе больше, чем когда бы то ни было. И если раньше людям было достаточно знаний в рамках «что по списку, придуманному социумом, он должен сделать в течение жизни?», то сегодня человечество мечтает узнать, «а что же там за рамками?», «что я здесь, на Земле, делаю с точки зрения Вселенной, по каким ее законам это все работает?», «почему моя жизнь складывается не по шаблону или почему я хочу, чтобы она по нему складывалась, но не получается?», «почему я владею навыками, которые кажутся странными с точки зрения общества, но они ведь мне даны?», «а если даны, то кем и зачем?» и т. д.

В связи с этими вопросами слово «карма» стало употребляться в речи человека гораздо чаще. Как и гораздо чаще люди стали заглядывать в свою жизнь глубже и дальше: и назад, и вперед.

Кто-то пугается увиденного, кто-то решает продолжать изучать себя. Кто-то называет это «бесовщиной», а кто-то получает, наконец, ответы на мучающие его вопросы и налаживает течение своей жизни. Но в любом случае, как бы кто не относился к «карме», боялся ее или восторгался, пытался оспорить или «оседлать» ее, нельзя изменить одно: ее наличие. То есть вечное движение истории по определенным законам, которые были с тобой до тебя и будут с тобой после тебя.

Законы цивилизации

На протяжении всей истории цивилизации люди пытались сформулировать универсальные законы, оказывающие влияние на судьбу человека, общества и даже целых народов. Нередко эти законы принимали формы морально-этических аксиом, например религиозных заповедей и табу, а также юридических постулатов – законодательных норм и кодексов.

В более поздние времена возобладал прагматический подход – исследователи судьбы занялись поисками секретов успеха, своего рода «успешной жизни». Но и при таком подходе в найденных и сформулированных правилах почти всегда присутствовал этический момент, наличие своего рода внутренней шкалы «добра и зла». Даже во многих естественнонаучных законах, претендующих на объективное отражение сущего, в их беспристрастной логике можно увидеть проявление кармической высшей справедливости. Дополняя и усиливая действие друг друга, универсальные кармические законы, различные их ипостаси, являются справедливыми для личностей любого масштаба, гражданства и эпохи.

Законы демократии

В Древней Греции многие законы принимались волей большинства граждан или избранными лидерами – на этом основывалась демократия. Большинством голосов выбиралось и руководство, которое отчитывалось о проделанной работе. Неугодных правителей могли сместить и наказать – все по воле народа. Греция по праву считается родиной современной демократии, законодательные органы власти всего мира и сейчас принимают законы большинством голосов, а если впоследствии верх берет противоположное мнение, к закону принимаются поправки или закон вообще отменяется. Но лишь в том случае, если за новую редакцию закона или его отмену опять же проголосует большинство.

Эталоном правового обоснования действия кармических законов, безусловно, является Древний Рим. В VIII веке до нашей эры зародилось римское право, ставшее основой для все романо-германской правовой системы Средневековья и эпохи Возрождения, а через нее и фундаментом всего современного права. Главный принцип системы римского права – утверждение, что государство есть результат установленной договоренности между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно правилам, заранее принятым общим консенсусом. Позднее этот принцип лег в основу такой формы государства, как республика, которая является на сегодняшний день самой распространенной в мире.

Благодаря римскому праву была выведена аксиома «закон обратной силы не имеет», с которой связаны и другие постулаты – например, «разрешено все, что не запрещено» или «нельзя нести двойное наказание за одно нарушение».

Иные законы

koleso2.jpg

Романо-германская традиция законотворчества для нас понятна и органична – нам не чужды демократические ценности западной культуры. Другое дело – законы, появившиеся на базе религиозно-культурных систем иных цивилизаций. Седи них особый интерес представляют религиозно-философские учения Китая и Индии.

Во-первых, это даосизм – учение о Дао, или «пути вещей», который появился на территории современного Китая в V веке до нашей эры. Истоки даосских верований восходят к первобытной магии и шаманизму. Исследователи отмечают многоликость даосизма, наиболее известен так называемый философский даосизм, представленный знаменитыми трактатами мудрецов Лао-цзы (VI в. до н. э.), Чжуан-цзы и др. В рамках даосизма возникает концепция недеяния – отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Например, по мнению последователей даосизма, лучший государь – тот, который не вмешивается в жизнь народа. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое и стремится к гармонизации противоречий. Для даосизма характерно принятие добра и недобра в качестве добра, он нацелен на постижение признаваемых неизменными законов всеобщих изменений во Вселенной.

Во-вторых, индуизм. Он появился на территории Индии в районе 5400-2500 годов до нашей эры, и с точки зрения классического определения это скорее философия, традиции, образ жизни от рождения и до последнего земного вздоха. Согласно индуизму, Вселенная существует в циклическом времени, при этом эволюционирует, а человек проживает несколько жизней, стремясь к мокше – освобождению от круговорота рождения и смертей (сансары) и возможности воссоединения с Богом. С достаточной долей условности, индийские священные книги дают человеку четыре цели. Артха – достижение достойной цели, которая включает в себя достижения славы и богатства, но без фанатизма и алчности. Дхарма – придерживаться законов нравственности, совершая добродетельные поступки и почитая богов. Следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. Мокша – освобождение души из круговорота рождения и смерти, переход к вечному счастью и умиротворению. Ее можно достичь, следуя законам кармы – вселенским причинно-следственным законам, согласно которым никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды.

Фатализм или свобода выбора?
Читать фрагмент
№1-2 Февраль 2020

Фатализм или свобода выбора?

Что такое фатализм и нужно ли верить в предопределенность своей судьбы? Или все исключительно в наших руках?
Этим вопросом задавалось не одно поколение мыслителей, но так никто и не сумел получить на него окончательного ответа.
Так какую сторону выбрать?
Верить в судьбу?
В то, что каждому человеку хоть и присуща свобода мыслей и действий, а также ответственности за их последствия, но как бы человек не старался, рано или поздно судьба его настигнет?
По правилам теории вероятностей должен быть третий вариант!
Будем разбираться в этом номере журнала "Life Искусство жить", январь-февраль 2020 г.