Фатализм

Фатализм
Внимание, если вы уже покупали эту статью, авторизуйтесь на сайте через свою запись в социальной сети или через форму авторизации.

Положиться на волю Божью – это ждать, что Бог ответит на твой призыв. Но ведь, ожидая волю Божью, человек молится, он просит: «Господи! Да будет воля Твоя!». И даже если при этом он внешне ничего не предпринимает, он активно участвует в Богообщении, он прилагает свою волю, показывая готовность принять Божью.

Что же такое фатализм?

Что в жизни неизбежно, что в ней предопределено, а что нет? Фатализм – это миф, это идол неизбежности. Ведь рок или фатальность – это то, что отрицает свободу воли человека, а значит, и ответственность за его дела и поступки. Это состояние, когда человек заранее себя обрекает на роль пассивного наблюдателя за событиями. Но ведь это только кажущаяся безответственность – на самом деле человек всегда ответствует за бездеятельность, потому что есть Высший суд. Это не суд в привычном понимании, когда человека судят по совершенному им, это суд нравственный, который определяет то, что человек мог бы сделать, но не сделал. Это как в притче о талантах, рассказанной Христом Своим ученикам. Один человек, «отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же получивший два таланта приобрел другие два, получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25. 14– 18). Когда же хозяин вернулся, он потребовал от своих рабов отчета: «Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». (Мф. 25. 19–21). То же произошло и с рабом, которому господин дал два таланта. И вот подходит тот, кому он дал один талант, и говорит: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант свой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25. 24–25). Он закопал свой талант из страха, вот его логика: «Я боюсь, что я его потеряю, а господин с меня потом спросит, поэтому лучше ничего с ним не делать, а просто закопать». И дальше Христос рассказывает о том, как поступает господин: «Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25. 26–27). И дальше он поступает, казалось бы, несправедливо – он забирает талант и отдает его уже имеющему десять талантов – «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25. 29).

Почему так несправедливо?

fatalism2.jpg

Потому что когда человек преумножает то, что Бог ему дает – а нам всем что-то дается, то он вкладывает в это свое умение, свои силы, идет на риск, это не бездействие, это путь навстречу Богу. Такой человек становится соработником Бога. А вот фатализм – это бесплодное существование, когда человек, во-первых, не берет на себя никакой ответственности, во-вторых, отрицает, что его воля может проявляться и способствовать появлению какого-то нового качества, и в-третьих, фатализм – это идол неизбежности, когда человек начинает поклоняться тому, что он ничего не может изменить. Многие порой даже не осознают, что они грешат фатализмом, грешат тем, что не желают активно участвовать в этом мире.

Положиться на волю Божью

В чем отличие такой бездеятельной позиции от ситуации, когда человек полагается на волю Божью? Это совершенно разные вещи. Положиться на волю Божью – это ждать, что Бог ответит на твой призыв. Но ведь, ожидая волю Божью, человек молится, он просит: «Господи! Да будет воля Твоя!», и даже если при этом он внешне ничего не предпринимает, он активно участвует в Богообщении, он прилагает свою волю, показывая готовность принять Божью. Человек начинает выстраивать свою жизнь согласно Заповедям, он начинает творить добро – все это требует не просто активности, а мобилизации всех внутренних сил. И совсем другое дело, когда ты свою волю никак не проявляешь, и тогда в этом безволии человек допускает до себя разрушительные, сатанинские силы. Отсюда, как результат, состояние безысходности, обреченности, депрессии, нежелания что-то менять. Поэтому фатализм греховен еще и тем, что ведет к отказу от всякой активности и от своей собственной воли, тем, что в основе его лежит отрицание того, что человек наделен таким Божественным даром, как свобода воли и выбора.

Человек не может до конца исполнить Заповеди Божьи: ведь если бы мы могли, то мы сами бы себя и спасали – написали моральный кодекс и выполняли бы, зачем тогда Бог? Но спасаемся-то мы не сами, спасает нас Христос, спасает Благодать Божья. И часто бывает, что когда человек задумывается над своей греховностью, над своей жизнью, то у него может возникнуть ощущение своего бессилия, невозможности что-то изменить или даже чувство обреченности. И это состояние безысходности, о котором мы сейчас говорим, – это результат потери человеком одной из христианских добродетелей.

Про добродетели

Есть три христианские добродетели: Вера, Надежда и Любовь. И Любовь из них высшая. Потому что никогда не упразднится. Мы сейчас живем в земном мире и верим в мир небесный, но когда мы туда переселимся, то вера уже будет не нужна, ведь мы приобретем созерцание Бога. Мы надеемся, но когда мы перейдем в мир иной, наша надежда уже будет реализована. Поэтому останется только Любовь, она одна не упразднится, и если ты имел ее здесь, то будешь иметь ее и там…

Так вот, потеря надежды на свои силы, в то, что Бог их дал для того, чтобы мы могли изменить свою жизнь, – вот это лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но ведь человек действительно не марионетка. И Бог всегда, даже в последний миг человеческой жизни, дает ему возможность эту жизнь изменить. Вспомним разбойника, который раскаялся, когда уже был распят на кресте.

Фатализм или свобода выбора?
№1-2 Февраль 2020

Фатализм или свобода выбора?

Что такое фатализм и нужно ли верить в предопределенность своей судьбы? Или все исключительно в наших руках?
Этим вопросом задавалось не одно поколение мыслителей, но так никто и не сумел получить на него окончательного ответа.
Так какую сторону выбрать?
Верить в судьбу?
В то, что каждому человеку хоть и присуща свобода мыслей и действий, а также ответственности за их последствия, но как бы человек не старался, рано или поздно судьба его настигнет?
По правилам теории вероятностей должен быть третий вариант!
Будем разбираться в этом номере журнала "Life Искусство жить", январь-февраль 2020 г.