Тесные врата. Испытания для людей, обретающих веру

13 Сентября 2017
Тесные врата. Испытания для людей, обретающих веру

Тесные врата. Испытания для людей, обретающих веру

Христос сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». То есть сын Бога заранее предупредил всех своих последователей, что даже если человек решил встать на путь веры, это совсем не гарантирует, что он дойдет до конца.

В царские времена человек уже при рождении попадал в христианскую среду. В Советском Союзе немногим удалось сохранить Церковь в сердце и обыденной жизни для своих детей. Для таких людей Бог стал не только опорой, но и элементом, скрепляющим семью воедино. Но для многих вера тогда оказалась потерянной, и передать ее «в наследство» не всегда удавалось. Следующим этапом был религиозный плюрализм постсоветской России, в котором передача традиций христианства также осложнена.

И сегодня для большинства людей Церковь открывается в сознательном возрасте. Даже если человек крещен во младенчестве, он является христианином только номинально. Входя в Церковь, человек оказывается в совершенно новой жизни, в чуждой, незнакомой и во многом непонятной, но с ощущением, что она должна стать его жизнью тоже. Здесь он понимает, что Церковь – это не здание, а люди и их жизнь, каждая минута которой пропитана христианством. Так начинается путь духовного становления христианина, его действительное «воцерковление».

Проходит оно у всех по-разному: для кого-то легче, для кого-то сопровождается серьезными трудностями. На этом пути неизбежны ошибки, зачастую разочарования, через которые проходит каждый сам. Но можно предложить человеку, только пришедшему в Церковь, помощь и поддержку, дать ему советы, которые помогут утвердиться в вере, дадут объяснение происходящим с ним процессам и уберегут от несвоевременных выводов и решений.


Время скудости духовной 

Современный человек живет в условиях новой культуры – поверхностной, гедонистичной. Сознание его ежедневно потребляет огромное количество информации, по большей части абсолютно бесполезной – это и обилие рекламы, и социальные сети, телевидение, видео, статьи, которые он пробегает по диагонали, фильмы по большей части низкого качества содержания, а даже при хорошем уровне – не успевающие осмыслиться... Потом на них наслаиваются новые. Мы называем это современным ритмом жизни. Все это привело к появлению нового типа массового мышления – так называемому «клиповому сознанию».

Церкви так или иначе приходится считаться с новыми реалиями, но самим людям, входящим в нее впервые или после длительного перерыва, очень сложно перестраиваться. Церковная культура в высшей степени традиционна и консервативна, она требует задействовать самостоятельность, ответственность, способность к глубинному познанию священных писаний и религиозных трактатов, личную рефлексию.

Все это зачастую вызывает затруднения. Из привычного «вовне» человеку необходимо обратиться «вовнутрь» и пребывать там долгое время. Ему предстоит сделать то, от чего он долгое время, возможно, просто бежал. Ответить на вопросы о своем благочестии, о том, над чем ему придется усердно трудиться внутренне. Это то, к чему многие не привыкли.

Игумен Петр (Мещеринов) так обращается к духовенству: «Пастырям Церкви и всем, причастным к делу катехизации, необходимо осознать ситуацию и, приступая к воцерковлению, обязательно учитывать две вещи. Во-первых, на Церковь сегодня ложится почти неподъемная задача – включать в воцерковление и «вокультуризацию»; вместе с научением церковности, а порой и до нее, вводить людей в русло исторической традиционной, евангельской в основе своей, отечественной и европейской культуры».  

Путь души от незнания своего Творца до момента единения с ним – это путь именно внутренний, это труд невидимый, но постоянный. Не так сложно усвоить внешние правила Церкви, но без внутреннего делания духовный христианский путь немыслим.

Иосиф Исихаст, старец Афонской горы, православного центра подвижнической жизни, в одном из писем своих пишет так: «…Уйдут сокровища в сокровищницы Бога и наступит голод, когда не слышится слово Божие. Светильники угасают. И мы идем во тьме осязаемой. Слово о том, как спастись, редко слышится. Только сплетни и осуждение. Один желает учить другого. Иной хочет свою слабую жизнь выдавать за исполнение Евангелия, как продолжение жизни отцов. Великая боязнь искушений и непомерная похвальба словами». Что же тогда говорить нам, живущим в самой гуще мирской, в пустыне духовной.

Церковь – в определенной мере инструмент на пути познания Бога, приближение души к Нему.

Первое, что нужно понять – это то, что крещение сейчас еще не есть воцерковление. Вера, причисление себя к христианству – это только начало. Нужно войти в Церковь не только ногами, но и духом, не только узнать внешнюю ритуальность Церкви, но и открыть для себя внутреннюю жизнь в Боге. Истинное воцерковление – это решение зрелой личности, свободной и ответственной.


Первый приход в церковь

Каждый день новые люди впервые переступают порог Церкви. Некоторые уходят, те же, кто остается, вступают в жизнь с абсолютно новым для них укладом. У них возникают вопросы, противоречия, недоумение. И, к сожалению, не всем удается найти опытного «проводника».

Первая встреча в храме зачастую является ключевой для нового человека. Но мы хотим предостеречь от скорых решений. Вы, входящие сюда впервые, пришли не просто так. Вас вела божественная сила. Может быть, через горести и скорби, может, через нечаянную великую радость. Что-то заставило вас в этот день свернуть с обычного пути и открыть дверь Церкви.

Здесь вас могла встретить старушка за свечным ящиком, которая всю жизнь хранила верность Церкви, несмотря на советский режим, войны, потери. Быть может, это и есть ее главная заслуга. У нее может не найтись поддержки для вас, она может просто не знать, как обращаться с той тонкой ниточкой, которая сейчас связывает вас с Богом и его храмом. Она может не найти сил для того, чтобы провести вас, а не увидеть нарушение уклада, который она хранит и пестует десятками лет.

Может встретить прихожанин. Вы ничего не знаете ни о нем, ни о том, сколько лет он ходит в храм. А может быть, он тоже зашел «случайно», как и вы. Не знаете, что лежит у него на душе и сколько работы еще предстоит ей проделать, пока он приблизится к Богу и сможет относиться к людям на Земле с должным участием.

Вы можете встретить священника и вместо ожидаемого света вдруг увидеть в нем что-то сугубо человеческое, неподобающее, на ваш взгляд, сану. Тут, правда, есть такой момент – то, что мы замечаем в других, неугодное, уродливое, может быть в нас самих, даже непроявлено, как будто побеждено, но нет – все же живо, не отпущено.

А бывают очень теплые и светлые встречи. Когда вы сразу понимаете, что оказались именно там, куда стремилась душа.

Но как бы ни прошла первая встреча, вспомните, что они люди, просто люди, такие же, как вы, идущие своим путем, ищущие и мятущиеся. А вы пришли сюда не к ним. Вы пришли к Богу. Он привел вас к себе.


Общество и Церковь

За последние 15 лет можно констатировать развитие несколько неоднозначного отношения к Церкви.

С одной стороны, все больше людей, умных, образованных, приходят к мысли о том, что есть Сила выше человека и его понимания. И как бы мы не верили в науку, мы не открываем новое, а разгадываем божественный замысел. При этом для многих уже очевидно, что наука способна разрушить мироздание, пойти вопреки Божественному замыслу – и тогда неминуема катастрофа.

По словам Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), ученого-медика с мировым именем: 

«Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция все более (в последнее время) занимает внимание философии. Ею мы живем гораздо больше, чем предполагаем. Она-то ведет нас в другую, высшую область духа, — то есть в религию».

С другой стороны, многие упоминания Церкви рождают зачастую бурные споры в негативном ключе. Но если присмотреться более внимательно, видно, что они не касаются Божественного, а ведутся с земли и о земном. Говорят о Церкви, как институте – финансовом, политическом, государственном. И это говорит лишь о том, что общество недостаточно информировано о тех ее проектах, которые воистину творятся во имя добра. О той поддержке, которую она оказывает людям, нуждающимся в помощи.

Отношение же к церкви самих людей практически не изменилось. Каждый относится к ней так, как ему диктует собственный опыт, если не воцерковления, то общения с теми людьми, которые исповедуют христианскую веру.

Бывает так, что человека, только ступившего на путь воцерковления, вместо поддержки окружает настороженность близких, друзей, коллег. Или даже открытые насмешки. Но ведь вы идете своим путем, умеете отстаивать собственные границы, никого не раня.

Да, одна из ваших задач - на своем примере изменить опыт этих людей, показать, что истинное христианство – это не фанатизм, а огромное жизнелюбие, терпимость и любовь к людям. Это накладывает на вас большую ответственность. Вам нужно идти по своей тропе к Богу, тактично обходя все острые углы и не создавая новых поводов усомниться в том, что вера ваша есть благо, не только для вас, но и для тех, кто вас окружает.

На первое место встает Бог, но на втором остаются люди, созданные по образу и подобию Его, сыновья и дочери Его. И именно через добро к ним, через благодарность им, через любовь мы можем выразить любовь к Богу.

Если к воцерковлению неблагосклонны близкие люди, с которыми даже на время прервать отношения невозможно, то с одной стороны защищая свои границы и отстаивая право на свободу вероисповедания, мы должны с особой осторожностью отнестись к тому, чтобы наш духовный труд не ухудшил их положение в жизни, чтобы наше отношение к ним становилось только лучше и милосерднее, чтобы посещение нами церкви не отнимало у них то время, которое мы всегда дарили им.

Богу не нужна жертва в виде обиды близких людей, конфликтов, принуждения. Но когда родные увидят, насколько более полной и целостной стала ваша жизнь, смягчились черты характера, пришла мудрость,  они примут вас и вашу веру.


Рука помощи

Все те люди, которые тут вместе с вами, пришли спасаться. Им также не всегда хватает сил справиться с искушениями. Это путь. И каждый идет по нему сам. Никто не становится святым автоматически, многим требуется для обретения света в душе вся жизнь. И каждому на нем очень нужна поддержка.

В одном из частных писем Архимандрит Лазарь (Абашидзе) отметил, что сегодня нам, христианам, необходимо если и не подавать друг другу совет, то хотя бы перекликаться, «аукаться», чтобы не сбиться с пути, не заблудиться и не пропасть.



13 Сентября 2017
Еще из рубрики «Интеллект»
  • Наша жизнь изменяется со скоростью света. Искусственный интеллект, нанотехнологии, трехмерная печать, интернет вещей будто на высокоскоростном корабле уносят жителей мегаполисов в неизвестное будущее. Какие профессии нового поколения нам придется осваивать и какие перспективы ждут привычные, еще вчера казавшиеся такими стабильными специальности?
  • Каждый из нас, сам  того не замечая, практикует физиогномику. Встречая нового человека, мы всматриваемся в черты его лица и пытаемся понять, как с ним общаться, чего от него ожидать… Конечно, сделанные при первом знакомстве интуитивные  выводы могут быть ошибочны. Можно ли научиться безошибочно определять характер по лицу? На этот вопрос нет однозначного ответа. Давайте посмотрим, на что обращают внимание психологи и какие выводы они делают из своих наблюдений.
  • Как вырастить нового Ломоносова,  поделилась секретами заместитель директора по учебно-методической работе Ломоносовской школы Лариса Корешкова.
  • Сильнейший страх вдруг накрывает удушливой волной. Бешено колотится сердце, не хватает воздуха, по лицу течет липкий пот, ощущение, что вот-вот упадешь в обморок или даже умрешь.  Испытывали ли вы когда-нибудь что-то подобное? Если и вам знакомо это состояние, вы не одиноки.  Хотя бы раз в жизни сильнейший приступ страха «без причины» испытывал каждый десятый.
  • При отсутствии эмоциональной окраски взаимодействие между людьми превращается в обмен голой, ничем не прикрытой информацией. Однако человек – не компьютер, ему не дано бесстрастно анализировать события и факты и делать из них единственно верные выводы. Без эмоционального включения в собеседника неизбежно происходит взаимоНЕпонимание. Но чтобы человек мог включить эмоции, сначала нужно найти и отключить кнопку, которая превратила его в «робота».
  • Ученые давно пришли к однозначному  выводу, что у каждого человека есть уникальные способности. Многие из нас награждены талантами в избытке, но когда дело доходит до реализации, то здесь просматривается  провал. Вспомните свой класс, школу, наконец,  сколько состоявшихся и креативных выпускников можно насчитать? И попытайтесь ответить на вопрос, куда девались амбиции, ведь никто не хотел в юности стать серой мышкой…