Как вырастить гения?

4 Декабря 2017
Как вырастить гения?

Михаил Ломоносов – гений науки с невероятной жаждой знаний, обладающий исключительной работоспособностью и неиссякаемой энергией, сумевший уловить волну эпохи, запрос времени, подчинить себя великой цели и воплотить ее в жизни. Современными педагогами доказано: компетенции и качества гения у ребенка можно развить, используя специальные методики и технологии. Как вырастить нового Ломоносова,  поделилась секретами заместитель директора по учебно-методической работе Ломоносовской школы Лариса Корешкова.

Верьте в способности вашего ребенка

Пусть ваше чадо не отличается одаренностью по всем предметам, но бездарных людей не бывает, каждый человек обладает огромными внутренними ресурсами, надо только научиться их раскрывать. Безусловно, ключевая роль у родителей. Научитесь хвалить своего ребенка, не «нахваливать», чем порой грешат некоторые мамы и папы в погоне за одобрением и признательностью знакомых. Похвала и одобрение очень важны для ребенка, которые придадут уверенность и внутреннюю силу для новых экспериментов и поисков.

Подберите школу, в которой ребенку не будет скучно

Если говорить о роли школы, то это воспитание культуры, конечно, умение учиться и получать новую информацию. Эта цель достигается путем повышения работоспособности, поддержания интереса к учебе, формирования учебных компетенций школьников. Важно, чтобы ребенку не было скучно в школе. Правильно расставляя акценты на уроках и организуя домашнее задание, можно сделать учебу более эффективной, а ребенка - более счастливым. 

Ребенку всегда нужны задачи «на вырост», немного сложнее, чем он привык выполнять, так развиваются мотивационные компетенции. Кроме того, немаловажно школьное окружение. Развитие лидерских качеств и умственного потенциала намного эффективнее проходит в стимулирующем конкурентном окружении успешных сверстников.

Фантазируйте вместе

Классический пример: принято считать, что неполное усвоение материала учащимся связано с плохой памятью или вниманием. А на самом деле это может быть связано с недостаточно сформированным воображением (например, нет полного образа понятия, процесса, явления). В этом случае необходимо подобрать соответствующие тренировочные упражнения на развитие воображения и… тренироваться вместе с ребенком. Например, попробуйте вместе придумать новую технологию производства бумаги, изучив предварительно существующий опыт в производстве, или проведите несложные научные эксперименты в домашних условиях. Дети очень любят эксперимент с радугой: необходимо наполнить емкость водой и положить на дно небольшое зеркало, затем направить свет фонарика на зеркало и поймать отраженные лучи на белом листе бумаги, на которой и появится настоящая радуга. 

Поскольку луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги. Попробуйте этот эксперимент со своим ребенком!

 Не ставьте однозначных задач

Опытные педагоги знают, что нельзя дать ребенку задание «Прочитайте текст» и рассчитывать на то, что ребенок верно его поймет, сможет пересказать или интерпретировать. Детям всегда необходимо понимать, зачем он выполняет то или иное задание, чем оно полезно для него, что он должен вынести из данного задания. Поэтому задача всегда должна быть многоплановой: выделить ключевые слова, составить визуальную ассоциацию прочитанного текста, выбрать примеры, придумать продолжение. Многозадачность позволит избежать шаблонного прочтения, когда в памяти не остается ни одной детали, и сформировать у ребенка навык организации своей работы при подготовке к уроку, зачету или экзамену. 

Гарант великой судьбы

Отечественный генетик Владимир Эфроимсон много лет посвятил изучению гениальности и написал об этом книгу почти в тысячу страниц. Он насчитал за всю историю человечества 400 гениев. Осуществившихся. Но потенциальных было на несколько порядков больше. Почему они не состоялись?  По очень многим причинам, как генетическим, так и социальным. По вопросу о том, откуда берутся гении, Владимир Эфроимсон пришел к однозначному выводу: гениями рождаются. Единственное, что могут сделать семья и общество, – позволить (или даже помочь) гению развиться и не загубить его. Если мы готовы принять эту точку зрения, то с необходимостью должны сделать некоторые очевидные выводы.

Из обычного ребенка можно вырастить отличного работника, творческого человека, яркую личность, но гения вырастить нельзя. Ни железная воля, ни бешеное упорство родителей здесь ничего не дадут. Скорее могут навредить. Особенно если они гонимы вперед одним лишь честолюбием да тщеславием.

Если гениальность – дар природы, к нему и подходить надо как к чудесному и хрупкому цветку. Это значит вовремя поливать, закрывать от излишне яркого солнца, беречь от ледяных ветров.

Причем время расцвета природных способностей, период плодоношения и время заката – не в нашей власти. Это природные ритмы, лишь косвенно зависящие от ритмов социальных, поэтому мы вправе присматриваться к ним, изучать их и анализировать. Но влиять на них – выше наших сил.

Известный генетик отчетливо дает нам понять, что мы не можем влиять на генетическую предрасположенность. Однако развивать таланты своего ребенка, а самое главное – распознать их в повседневной суете событий – пожалуй, самое ценное, что можно сделать для маленького  человека.

Вот несколько простых правил и истин, которые помогут вашему ребенку раскрыть свои таланты и находиться «на гребне волны» долгое время:

1. Душа и тело одаренного ребенка обычно особенно хрупки, вот почему требуются предельные внимание, осторожность и любовь; режим жизни малыша должен быть по возможности спокойным и ровным; следует избегать того, что способно перевозбудить темпераментную детскую душу.

2. Можно разумно поощрять талантливого малыша, но не следует захваливать его (развивая в нем совершенно ненужное тщеславие); столь же предосудительно необоснованно критиковать и осуждать ребенка (за якобы лень, за якобы нерадивость, невнимание).

3. Недопустима какая-либо шумиха вокруг нестандартного ребенка, особенно рекламная шумиха (как бы этого ни хотелось родным и близким талантливого дитяти).

4. Категорически недопустима эксплуатация юного таланта (ради публичного успеха, тем более ради денег).

5. Следует избегать одностороннего развития детского таланта, направляя усилия на расширение кругозора ребенка (эрудиция, как не что иное, способствует устойчивости психики), однако и здесь необходимы здравый смысл и чувство меры.

 

4 Декабря 2017
Еще из рубрики «Интеллект»
  • Наша жизнь изменяется со скоростью света. Искусственный интеллект, нанотехнологии, трехмерная печать, интернет вещей будто на высокоскоростном корабле уносят жителей мегаполисов в неизвестное будущее. Какие профессии нового поколения нам придется осваивать и какие перспективы ждут привычные, еще вчера казавшиеся такими стабильными специальности?
  • Каждый из нас, сам  того не замечая, практикует физиогномику. Встречая нового человека, мы всматриваемся в черты его лица и пытаемся понять, как с ним общаться, чего от него ожидать… Конечно, сделанные при первом знакомстве интуитивные  выводы могут быть ошибочны. Можно ли научиться безошибочно определять характер по лицу? На этот вопрос нет однозначного ответа. Давайте посмотрим, на что обращают внимание психологи и какие выводы они делают из своих наблюдений.
  • Сильнейший страх вдруг накрывает удушливой волной. Бешено колотится сердце, не хватает воздуха, по лицу течет липкий пот, ощущение, что вот-вот упадешь в обморок или даже умрешь.  Испытывали ли вы когда-нибудь что-то подобное? Если и вам знакомо это состояние, вы не одиноки.  Хотя бы раз в жизни сильнейший приступ страха «без причины» испытывал каждый десятый.
  • При отсутствии эмоциональной окраски взаимодействие между людьми превращается в обмен голой, ничем не прикрытой информацией. Однако человек – не компьютер, ему не дано бесстрастно анализировать события и факты и делать из них единственно верные выводы. Без эмоционального включения в собеседника неизбежно происходит взаимоНЕпонимание. Но чтобы человек мог включить эмоции, сначала нужно найти и отключить кнопку, которая превратила его в «робота».
  • Ученые давно пришли к однозначному  выводу, что у каждого человека есть уникальные способности. Многие из нас награждены талантами в избытке, но когда дело доходит до реализации, то здесь просматривается  провал. Вспомните свой класс, школу, наконец,  сколько состоявшихся и креативных выпускников можно насчитать? И попытайтесь ответить на вопрос, куда девались амбиции, ведь никто не хотел в юности стать серой мышкой…  
  • Учёные из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, США разработали компьютерную систему безопасности, позволяющую идентифицировать человека по форме его сердца. На сегодняшний день это одна из наиболее эффективных и безопасных биометрических методик, разработанных для обеспечения кибербезопасности.